«Я не люблю посредственность судьбы…»

— Расул Гамзатович, последние годы стали тяжелым испытанием для дагестанской литературы, и на недавнем расширенном заседании правления Союза писателей республики накопившиеся за это время вопросы были подняты с новой остротой. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. 
— Состоялся серьезный и содержательный разговор, который давно назрел. Времена были неясные и туманные, и поэтому мы долго не имели возможности так обстоятельно обсудить положение в литературе, а вопросов, требующих ответа, становилось все больше и больше. Само время убедило общество в необходимости дальнейшего развития литературы, состояние которой определялось в последние годы больше экономическими, чем творческими характеристиками. Невнимание к литературному процессу способствовало кризису духовности, размытию нравственных идеалов, а отсюда и многие другие беды. Литература — не плановое хозяйство, но держать высокую планку необходимо и ей, а при плачевном положении писателей это вряд ли возможно. Когда государство пытается подчинить культуру законам рыночных отношений, это плачевно кончается и для культуры, и для него самого. Безразличие и равнодушие к проблемам профессиональной литературы привело к тому, что ей на смену пришли конъюнктурное рифмоплетство, графоманство и сочинительство. Произведений стало мало, а сочинений много. Сейчас за деньги можно опубликовать любую, даже самую заурядную, а подчас и вовсе не выдерживающую никакой критики, книгу. Как нельзя достичь хороших целей, делая плохие поступки, так невозможно идти к нормальному обществу с плохой литературой и экономикой. 
На собрании, перед которым шла работа во всех секциях Союза писателей, у нас состоялась предварительная дискуссия на эту тему. Среди обсуждавшихся вопросов были выделены такие важные проблемы, как преподавание литературы в школе, издание учебной и художественной литературы, поддержка писателей. В июне следующего года мы запланировали созвать съезд писателей Дагестана, который подробно рассмотрит эти вопросы и примет по ним соответствующие решения. 
— А о чем конкретно пойдет речь?
— Сейчас в республике стали много говорить о необходимости возрождения роли культуры в общественной жизни, но, к сожалению, пока это в основном касалось физической культуры. Радует, что в последнее время определенное внимание стали уделять и другим видам искусства. Впервые в Дагестане появился театр оперы и балета, наша «Лезгинка» завоевывает все новые и новые сердца, проходят юбилеи, фестивали, творческие вечера. 
Думаю, что именно сейчас пришло время обратить взоры и на литературу, и на положение всей культуры вообще. Нельзя же ограничиваться юбилейными штампами, вспоминая о высоком только в дни праздников и других тожественных мероприятий. Культура нуждается во всеобъемлющем развитии всех ее областей, ведь не бывает песни без слов или спектакля без декораций. Писателям, художникам, композиторам, актерам необходимо творческое общение и поддержка, и тогда в совместном полете они достигнут новых вершин. Без благоприятствования такому творческому содружеству не может быть полноценной культурной жизни, и отношение государства здесь играет важнейшую роль. В этой связи мы выступили с предложением следующий 2001 год, первый год XXI века, объявить в Дагестане годом духовного возрождения. Возрождение культуры и искусства, по-моему, не помешает, а поможет росту экономики, так как будет способствовать укреплению согласия в нашем обществе. Без духовной пищи любые реформы обречены на провал. 
— Каковы Ваши предложения в этой области?
— В запасниках наших музеев лежат уникальные произведения искусства, созданные замечательными мастерами, которые, к сожалению, никто не видит. Поэтому еще недавно осмеянные лозунги «искусство в массы» и «искусство для народа» сегодня, как никогда, актуальны. Мы предлагаем выделить один из старинных особняков в центральной части нашей столицы для размещения этих экспозиций. Кроме того, все еще открытым остается вопрос о завершении реставрации панорамы известного русского художника Франца Рубо «Ахульго», раскрывающей славные страницы дагестанской истории. У Рубо было три знаменитых панорамы: «Бородино», «Севастополь» и «Ахульго», и больше всего он любил последнюю. Восстановление этого полотна и дальнейшая его экспозиция в Дагестане имеет огромное историческое значение, ведь живописец с одинаковым восхищением показал и смелость русских солдат, и бесстрашие дагестанцев. 
Тема подвига в наше время зазвучала по-новому, ведь даже в мирные дни списки не пришедших с кровавых полей вновь пополняются новыми именами. В 26 городах России есть памятники «Белым журавлям» и организованные Союзом писателей ежегодные дни «Белых журавлей» собирают в Дагестане многих выдающихся деятелей отечественной культуры. Такие встречи очень важны для укрепления дружбы и общения между народами России и Северного Кавказа. Поэтому мы выступили с предложением строительства в Махачкале, на смотровой площадке на горе Тарки-Тау, памятника «Белым журавлям», который бы стал мемориалом памяти всех славных сынов Родины, павших во всех сражениях за ее честь и достоинство. Конечно же, быстрое осуществление этих планов невозможно, но даже если за 10 лет удастся реализовать все задуманное, это станет первым знаком подлинного возрождения культуры в жизни нашего общества. 
Другая важная проблема — подъем разрушенной культурной жизни на местах. Не думаю, что мы правильно сделали, сосредоточив все театры в Махачкале, и обделив другие города Дагестана. Сейчас можно решить эту проблему, организовав там молодежные театры, ведь не одними же КВНами и «Бродягами» воспитывать подрастающее поколение. В то же время многие районы республики остались даже без Домов культуры, которые играли немалую роль в эстетическом воспитании сельской молодежи. Мы приветствуем строительство мечетей и медресе, но никак не реагируем на развал светской культурной жизни в далеких горных районах. Песня не должна мешать молитве, и наоборот. Необходимо, чтобы возрождение религии шло вместе с возрождением культуры, а иначе последствия такого неравномерного развития могут быть непредсказуемыми. К сожалению, сейчас многими медресе руководят совершенно случайные люди, а это не только плохо сказывается на уровне образования молодежи, но и создает опасность ее втягивания в различные экстремистские религиозные течения. Роль ислама в жизни Дагестана всегда была очень велика, но сегодня мы видим, что за его возрождение порой берутся абсолютно невежественные люди. Пытаясь уподобить его себе, они дискредитируют ислам, а это ни к чему хорошему привести не может. 
— А как Вы относитесь к современному книгоизданию, ведь сегодня многие профессиональные писатели практически не имеют возможности издаваться?
— В этой области сейчас тоже немало серьезных проблем. В суровые годы войны было создано Дагестанское учебно-педагогическое издательство, которое долгое время обеспечивало республику всей необходимой учебно-методической и художественной литературой. В наше время, когда необходимость в такой литературе только увеличилась, а книг и учебников везде не хватает, его почему-то сочли нужным ликвидировать. Разрушать, конечно же, легче, чем создавать, но всегда нужно думать, к каким последствиям может привести то или иное скороспелое решение. Сегодня при издании книжной продукции количество имеет большее значение, чем качество, и за спонсорские деньги большими тиражами одна за одной выходят в свет яркие с виду и серые по содержанию книги, которые только портят читательский вкус. Уксус никогда не станет вином, в какие бы причудливые сосуды его не наливали.
Писатели предлагают издать серию книг «Библиотека дагестанской литературы». Необходимо продолжить издание многотомной антологии дагестанской поэзии, прозы и драматургии, которая является национальным достоянием республики и нашим завещанием будущим поколениям дагестанцев. Сказки, пословицы и поговорки народов Дагестана также должны быть изданы нормальными тиражами, на хорошем полиграфическом уровне, ведь именно они должны приучать детей с малых лет любить свою землю и культуру.
К сожалению, в советских временах мы оставили немало хорошего, и сейчас нам снова предстоит это возрождать. Тогда регулярно проводились вечера поэзии, дагестанский народ знал свою литературу, потому что даже в самые отдаленные районы республики ездили с выступлениями писательские делегации. Большим подспорьем для укрепления дружбы между народами, в том числе и дагестанскими, в те годы были дни культуры и литературы Дагестана, проходившие в разных городах страны, и такие же ответные визиты к нам делегаций изо всех уголков тогдашнего Союза. Конечно, нужно будет отбросить все то искусственное и наносное, что имело тогда политический пафос, но положительная сущность этих дел должна остаться.
Нам нужно изменить наши лозунги и, избавившись от дикой свободы и нищей независимости, стремиться к дружбе и братству. Уверен, что веками устоявшееся чувство единой семьи народов Дагестана, которое упорно расшатывали националистические силы, не дрогнет и сейчас. От общедагестанского единства мы должны идти к общероссийскому и общечеловеческому, находя точки соприкосновения с помощью литературы и искусства.
— Что профессиональные писатели могут противопоставить тому валу сомнительных изданий, которые хлынули на прилавки книжных магазинов в последние годы?
— Необходим творческий контроль за издаваемой литературой, но речь здесь не идет о политической или какой-либо другой цензуре. Просто, если не поднять планку мастерства для издаваемых произведений, скоро в книжных магазинах, кроме низкопробных книжонок, которые в просторечии называются «чернухой», и сомнительных мемуаров, где неизбежно присутствует самовосхваление, ничего нельзя будет найти. Сегодня любой малограмотный человек, не имеющий к литературе никакого отношения, написав несколько корявых строчек о своем будущем спонсоре, может издать великолепно оформленную книгу. Невероятно, но в то время, когда хорошие профессиональные писатели годами не могут издать свои новые произведения, у нас печатаются целые сборники хвалебных од богатым людям?! Того, кого раньше поэзия высмеивала, теперь пытаются возвеличивать. Новоявленным ашугам нужно вспомнить, что времена придворных певцов давно прошли. Литература — это внутреннее движение души, и заменять ее словесной стряпней не только стыдно, но и опасно.
— Наверное, дело еще и в том, что писатели потеряли связь с читателями. Как восстановить эти невидимые нити, без которых творчество во многом теряет свой изначальный смысл?
— Действительно, за это время потерь у нас гораздо больше, чем приобретений. Мы потеряли Бюро пропаганды художественной литературы, существовавшее при писательских организациях по всей стране. А ведь именно оно организовывало поездки писателей в коллективы по городам и районам Дагестана, занимаясь не мнимой, а настоящей популяризацией нашей многонациональной литературы. Раньше тысячные аудитории прислушивались к слову писателей, сейчас же народ больше знаком с героями рекламы. Считаю, что Бюро пропаганды обязательно необходимо восстановить, так как его значение и назначение для дагестанской культуры в свое время недооценили.
Несмотря на огромные сложности с финансированием, когда у нас было сокращено тридцать процентов секций, Союз писателей продолжал вести активную творческую работу. В июне этого года мы провели совещание молодых литераторов, которое выдвинуло целый ряд талантливых молодых имен, пишущих на разных языках. В библиотеке имени Пушкина регулярно проводились литературные четверги, на которых собиралось много интересующейся литературой молодежи. Сегодня время требует восстановить сокращенные секции Союза писателей, представлявшие все народы Дагестана, и особенно русскую, так как наибольшее число молодых литераторов пишет именно на русском языке. Национальные секции не имеют ничего общего с национальными движениями, ведь литература, в отличие от политики — объединяющее начало.
Вместо Бюро пропаганды было создано множество фондов имени известных дагестанских классиков, но их работа в лучшем случае исчерпывалась организацией вечера поэзии того или иного писателя. И здесь, к сожалению, мы не избежали разделения на национальные квартиры, но литературу и историю нельзя перетягивать на себя, как одеяло, ведь от этого ни литература не станет талантливее, ни история славнее. У руля многих фондов и вовсе встали случайные люди, использовавшие имена классиков для личных целей. К счастью, мой фонд в эти сложные годы сумел издать целый ряд книг талантливых дагестанских, кабардинских, чеченских и ингушских поэтов. Мы и в дальнейшем планировали издание северокавказской литературы, но финансовые трудности приостановили это нужное дело.
В эти смутные годы мы лишились и литературного музея, который тоже необходимо воссоздать, ведь там были собраны ныне безвестно исчезнувшие уникальные экспонаты, живая история дагестанской литературы, память поколений.
— С памятью у нас часто было принято обращаться вольно. Как Вы относитесь к переименованию улиц, которое сегодня идет у нас повсеместно?
— Да, сейчас идет массовое переименование махачкалинских улиц, которые теперь будут носить имена известных политических деятелей. Я не против этого, но зачем же трогать улицы, названные именами выдающихся писателей мирового масштаба? Может быть, многие из них не имеют прямого отношения к Дагестану и никогда здесь не были, но ведь они принадлежат всему миру, частью которого является и наша республика. Мы должны гордиться тем, что многие улицы нашего города носят имена всемирно известных людей, а у нас вокруг переименования улиц устраивается настоящая джигитовка. А как же быть с теми, кто внес огромный вклад в развитие республики, но чьи имена тем не менее не были выбиты на табличках с названием улиц? Кто определяет важность и значимость того или иного человека в истории Дагестана? В литературе, например, не бывает расчета на первых и вторых, как в армии, но от этого мы не именуем классиками посредственных поэтов и писателей. Лучше всех ответ на вопрос «кто есть кто?» знает сама история, и гневить ее не стоит.
— Многие говорят, что дагестанская литература испытывает творческий кризис. Как Вы к этому относитесь?
— В последнее время многие в литературе больше заботятся о званиях, чем о произведениях. Но мерилом литературного таланта является творчество, а не регалии. Ни звания, ни поощрения не смогут сделать из плохого поэта хорошего. У нас в республике 16 народных поэтов, и если бы все они представляли собой реальную творческую силу, отношение к литературе в республике было бы совершенно иным. Антинародных поэтов вообще, по-моему, не бывает. Разве Махмуд, Батырай, Ирчи Казак или Етим Эмин не были народными? Обходятся без такого звания великие литературы, и французская, и китайская, и русская. За рубежом талантливых писателей поощряют крупными денежными премиями, которые позволяют им, как говорил Горький, чувствовать себя независимо и быть свободными в творчестве. Наша же история знает, что не всегда высокие награды давались за глубокие произведения. Народным можно стать только тогда, когда правдиво пишешь о своем народе и о времени, в котором он живет — именно в этом назначение настоящей литературы. А у нас даже юбилейные торжества нередко принимают уродливые формы, и поэта, который по значению едва тянет на теленка, чествуют, на радостях, как быка. Раньше даже с праздниками был порядок, а сейчас пытаются чуть ли не каждый год устраивать юбилеи. Мне кажется, больше надо заботиться о памяти ушедших, чем о славе живущих. В горах говорят: пока не пройдет, зиму не хвали, пока жив, поэта не хвали. Я с этим согласен. Одно из моих последних стихотворений называется «Посредственность». Оно обо многом говорит:

Я не люблю посредственность судьбы,
Хотя так много серости на свете
Спешит склонить услужливые лбы
В ту сторону, откуда дует ветер.

Бывает спор меж небом и землей —
И гром, и град, и молний пантомима…
И меж друзьями может грянуть бой,
Лишь серость, как всегда, невозмутима.

Посредственных чиновников толпа,
Как век назад толкается у трона.
И катится, как под гору арба,
Поклон подобострастный за поклоном.

Посредственных поэтов череда
Спешит гуськом на творческую спевку,
И Муза, умирая от стыда,
Выходит на панель продажной девкой.

Заполонила серость все кругом,
И от нее не скрыться, как ни странно.
Захлопнешь дверь, забьешь гвоздями дом —
Таращится она с телеэкрана. 

Жужжит реклама, как веретено,
Назойлива, хотя всегда убога.
Она успешно выжила давно
С экранов наших Пушкина и Блока.

Посредственность без меры, без конца
Заполнила высокие трибуны.
И микрофоны, заглушив сердца,
Гремят сегодня громче горских бубнов.

Растерзана могучая страна,
Разъято ложью время и пространство…
И серость вновь от хаоса пьяна,
Напялила корону самозванства.

Оттачивает свой имперский клюв,
Поглядывая в зеркало кривое…
Посредственность, тебя я не люблю,
Но и вражды своей не удостою.

Беседовала Марина АХМЕДОВА

Дагестанский республиканская 
общественно-политическая газета «Дагестанская правда»,
№ 228 (22582) 24 ноября 2000 года.

      На главную страницу