«Друзья мои, прекрасен наш союз…»
Интервью данное в преддверии Х съезда писателей Дагестана.
— Расул Гамзатович, сейчас писатели Дагестана готовятся к своему Х съезду. С чем подходит писательская организация республики к своему форуму?
— Съезда писателей Дагестана не было уже 10 лет, а по уставу нашей организации съезды должны проходить каждые пять лет. Многие задавались вопросом, почему столько времени не собирался съезд? В связи с этим даже ставили под сомнение жизнеспособность писательской организации. Но писатели не живут отдельно от общества и государства, и те большие события, которые происходили в нашей стране, не могли пройти мимо них. В эти смутные годы неясны были цели, туманны перспективы, и мы не могли ответить на вопросы: что происходит и куда мы идем?
Первый съезд писателей нашей страны состоялся в 1934 году и стал большим событием в жизни нашей Родины. После этого 20 лет вопреки уставу съезды не собирались. Но это были годы войны, разрухи, и все было вполне объяснимо.
Последние десять лет, конечно же, войны не было, но ведь и мира не было тоже. Было борение мысли и столкновение чувств. Все опасались, что после распада СССР писательский союз распадется на несколько союзов. Мы у себя этого, к счастью, не допустили. Хотя во многих республиках так именно и случилось. Где-то союзы писателей были расформированы вообще, а где-то распались на отдельные и подчас враждующие организации. В многонациональных республиках возникло сразу несколько союзов. Даже в Москве и Петербурге, где недавно мы побывали, сегодня по четыре союза писателей, в Кабардино-Балкарии — три, в Калмыкии — два.
Мы же можем гордиться, что в многонациональном Дагестане, литература которого говорит на множестве языков, остался один Союз писателей. Сохранение единого общедагестанского Союза — наше большое достояние. В этом огромная заслуга наших писателей.
Но все же мы не смогли собрать писательский съезд в течение целых десяти лет, так как не было совершенно никаких условий для этого. Сейчас пришло время стабильности и новых надежд. Поэтому мы и посчитали возможным и нужным собрать съезд.
В Союзе писателей за прошедшее десятилетие было много потерь, но и немало приобретений. Самое печальное, что мы потеряли 35 членов Союза писателей, среди которых такие видные литераторы, как Магомедзагид Аминов, Нуратдин Юсупов, Сулейман Рабаданов, Газимбег Багандов, Ахмедхан Абу-Бакар, Хабиб Алиев, Аткай Аджаматов, Анвар Аджиев и многие другие выдающиеся мастера слова. Уход этих писателей — огромная утрата для литературы Дагестана. Смерть вообще большое горе, но потеря писателя ничем не восполнима для его народа и потому ощутима особенно. Задумавшись над этим, нам надо более бережливо относиться другу к другу. Уважение к писателям должно оказываться при жизни. Им должны создаваться все необходимые условия для жизни и творчества.
К счастью, за эти годы в литературе появилось и много новых имен. Не все из них стали значительными писателями, но многие из них прочно утвердили себя в истории национальных литератур. Среди них такие писатели, как Магомед Ахмедов, Атав Атаев, Шамиль Казиев, Шейит-Ханум Алишева, Марина Ахмедова, Миясат Шурпаева, Арбен Кардаш, Айшат Малачиева, Залпа Магомедрасулова и многие другие. Это целая плеяда талантливых писателей. Нельзя, конечно, их отнести к пушкинской плеяде, но они, никому не подражая, продолжают большое дело, начатое их предшественниками в дагестанской литературе. Вообще в дагестанской литературе не было периода, который бы не выдвинул значительных писателей: одно поколение всегда сменяло другое. Дело Эффенди Капиева продолжили Анвар Аджиев, Абдулвагаб Сулейманов, их дело продолжают другие.
Такая преемственность особенно заметна в поэзии и прозе. К сожалению, хуже обстоят дела в драматургии и киносценаристике. Здесь нам все еще не достает чувства новизны. Тем не менее и в этой области есть успехи. Появился ряд серьезных пьес и кинокартин.
Осмыслить это сложное и непонятное время смогли не все. Но писатели показали свою верность идеалам патриотизма и интернационализма, которые особенно ярко проявились во время событий 1999 года. В час испытаний мужество нас не покинуло. Мы были едины в беде со свои народом.
— Каковы основные вопросы, которые будут обсуждаться на писательском съезде?
— Мы обсудим самые насущные проблемы нашей литературы. Всем нам важно осознать, какое место должны сейчас занять писатели в общественной жизни. Мы потеряли своих читателей. Нет полноценной книжной торговли. Писатели последние десять лет находились на голодном пайке, оставшись без какого-либо социального обеспечения, так как были ликвидированы Литфонд и Бюро пропаганды художественной литературы.
Теперь у нас появилось много надежд. Литфонд и Бюро пропаганды восстанавливаются, вновь открывается ранее закрытый Литературный музей. Идет процесс духовного возрождения Дагестана. Отраднее всего то, что этому очень помогает руководство республики, которое, понимает, что без писателей, артистов, композиторов и художников нельзя показать истинное лицо Дагестана. Культуру и литературу невозможно заменить ничем.
В Госсовете недавно прошла встреча руководства республики с писателями, на которой обсуждался широкий круг вопросов, касающихся литературы, и были намечены пути их решения. Многих пожилых писателей руководители республики навещали дома лично.
— Не секрет, что дела с изданием новых произведений писателей и поэтов обстоят очень плохо? Возможно ли решение проблем в этой области?
— Необходимо в корне менять отношение к издательскому делу. Нужно поддержать наше государственное книжное издательство, которое в последние годы находится в очень тяжелом положении. В Дагестане литература выходит на 11 языках, и отсюда проистекают все проблемы. К сожалению, появляется множество книг, изданных частным образом. Эти книги, спонсируемые состоятельными людьми, часто не выдерживают никакой критики. Их содержание убого. Огромное количество безвкусной и бездарной графоманской литературы заполонило полки книжных магазинов. Все это только портит читательский вкус. На издание такой макулатуры впустую тратят много хорошей бумаги, в то время как настоящая литература не издается. Многие хорошие книги годами ждут своей очереди, чтобы выйти в свет. Не говоря уже о том, что некоторые серьезные произведения нужно переиздавать, так как они уже стали библиографической редкостью. Взять, например, двухтомник «Дагестан в русской литературе». Это капитальный труд, который будет полезен не только для профессиональных литераторов, но и для воспитания подрастающего поколения.
Бесцензурная свобода в издательской области привела нас к тому, что незадолго до нападения на Дагестан банд международных террористов в республике открыто заявляли о себе люди им потворствовавшие. У нас даже полулегально печатались плакаты с изображением Басаева и Хаттаба. Зато перестало существовать Дагестанское учебно-педагогическое издательство, созданное в тяжелом для всей страны 1944 году для того, чтобы помочь в воспитании подрастающего поколения. За годы его существования было издано не только много учебников и хрестоматий, но и большое количество национальной детской литературы, книги таких известных детских поэтов как Рашид Рашидов и Нуратдин Юсупов. Кстати, последний был удостоен за детские стихи Государственной премии России. Получается абсурд — в тяжелые годы войны Учпедгиз открыли, а сейчас, в мирное время — закрыли.
К счастью, и в это непростое время продолжают выходить интересные книги. Вышел сборник ранее не публиковавшихся стихов Сулеймана Стальского и собрание сочинений Гамзата Цадасы, выходят однотомные книги наших современников. Наши книги — это наши паспорта, которые нам выдает не отделение милиции, а наша литература… За последние годы у нас отняли многие документы, но наши литературные паспорта остались с нами.
— Расул Гамзатович, что Вы думаете о молодой литературе Дагестана?
— К сожалению, наши национальные литературы развиваются очень плохо. Молодые предпочитают писать свои произведения на русском языке. Это хорошо в том случае, если человек действительно прекрасно владеет русским языком и способен именно на нем ярко выразить свои мысли. Другое дело, если это делается для того, чтобы побыстрей получить признание. Так быть не должно. Признание приходит вне зависимости от того, на каком языке написано произведение. Оно — или плохое или хорошее. Молодые писатели не должны использовать русский язык лишь для приобретения быстрой популярности. Не достигнув в литературе определенного уровня и не став известными даже среди своего народа, нельзя рассчитывать на общероссийское признание. Первое признание надо получить у себя на родине. Оно и станет путевкой в большую литературу. Ведь еще Гете писал: «Чтобы узнать поэта, надо поехать на его родину.» К сожалению, многие молодые писатели уже утратили связь со своими корнями — селениями и районами.
Десять лет в Махачкале не проводилось совещание молодых писателей, которое в прежние времена проводилось каждые два года и всегда выявляло новые таланты. Нам удалось, к счастью, при поддержке Комитета по делам молодежи и туризму при Правительстве республики провести совещание молодых писателей в мае прошлого года. Это было одновременно и радостное и грустное событие. Слишком мало новых имен, по-настоящему ярких талантов! Чувствуется ощутимый разрыв между писательскими поколениями.
Последняя талантливая плеяда молодых писателей пришла в литературу в конце семидесятых годов и сегодня уже подошла к своему пятидесятилетнему рубежу. Это давно уже состоявшиеся дагестанские поэты и прозаики, произведения которых знают не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.
— Раньше кузницей литературных кадров для всей страны был Московский литературный институт имени Горького. Закончили этот престижный ВУЗ и многие дагестанцы. А как обстоит дело с обучением в нем сейчас?
— Литературный институт от Союза писателей России недавно перешел в ведение Министерства культуры, и теперь в него принимаются только молодые литераторы, пишущие на русском языке. Если бы такое было раньше, Литинститут не смог бы закончить ни я, ни Кайсын Кулиев, ни Чингиз Айтматов, да практически все национальные писатели. Несомненно нужно изменить это положение и вернуть все на круги своя. Ведь мы живем в многонациональной стране, с многоязычной литературой. Десятки дагестанских литераторов за последние десятилетия закончили литинститут, и именно благодаря этому у нас в республике сложилась высокообразованная литературная среда.
— Каков план мероприятий, приуроченных к съезду писателей и Дням российской литературы в Дагестане?
— Дни российской литературы в Дагестане начнутся 28 июня. В их программе большой вечер поэзии, традиционный праздник «Белых журавлей» в Гунибе, выступления писателей в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и других городах. Съезд писателей республики завершит эту череду творческих встреч 3 и 4 июля. В писательском форуме примут участие руководители Дагестана, писатели из Москвы и Северо-Кавказских республик. Такой масштабный писательский съезд мы не имели возможности собрать уже очень давно. К сожалению, еще прошлый съезд, прошедший десять лет назад, показал, что писатели вместо литературных вопросов все чаще вынуждены обсуждать бытовые проблемы.
На нынешнем съезде состоится большой разговор о проблемах литературы и культуры в целом, и поэтому интерес к этому событию среди дагестанской общественности очень большой. Уже сейчас желание выступить на съезде выразили такие видные общественные деятели республики, как Расул Магомедов, Гаджиали Даниялов, Рамазан Абдулатипов и многие другие. Конечно же, главными в программе съезда станут выступления писателей. Именно они должны дать оценку работе нашего Союза. Я надеюсь, что нам удастся избежать бахвальства и хвастовства, которые присущи некоторым нашим собратьям по перу. Нам нужно показать истинное положение, в котором находится сегодня дагестанская литература.
Однако мы не хотим просто констатировать факты. Споры и дискуссии, конечно, тоже будут. Еще на первом съезде писателей, например, завязался спор о месте и взаимоотношении жанров в литературе, который актуален и сейчас. Тогда некоторые писатели утверждали, что поэзия — это фрукты, а одними фруктами питаться невозможно. Из этого они делали вывод, что литературе для нормального развития нужно больше мяса, то есть прозы. Я с таким мнением категорически не согласен. Это никчемные дебаты. Ведь нельзя заставить человека писать только прозу или только поэзию. Хотя у нас в Дагестане и был случай, когда один прозаик, узнав о том, что за поэтические строки платят больше, стал писать стихи и забросил прозу. Я убежден, что мерилом таланта любого автора являются его произведения, независимо от того стихи это или проза.
Однако даже само определение таланта на предыдущих съездах явилось предметом спора. Камиль Султанов, например, говорил: чтобы лететь — нужны крылья, а чтобы писать — талант. А Аткай Аджаматов считал, что крылья укрепляются в полете и поэтому нужно воспитывать писателя, ударника литературы. Оба они по-своему правы, хотя я больше склоняюсь к тому мнению, что без Божьего дара литературы не бывает. Конечно же, упорный труд столь же необходим таланту, как и талант труду. Талант без труда может погибнуть. В труде он утверждается и крепнет. Талант тоже имеет свои ступени роста, свою биографию: детство, отрочество, юность, зрелость. Это было даже у Пушкина. У редких поэтов талант бывает настолько цельным, что его нельзя разделить на этапы становления. Так было у Тютчева, Бернса, Хайяма, Батырая. Они родились и умерли поэтами.
Еще одна незавершенная писательская дискуссия пытается разрешить вопрос, что же важнее для пути в большую литературу — узкая тропинка или широкая столбовая дорога. Этим вопросом впервые задались Владимир Солоухин и Ахед Агаев. Под столбовой дорогой при этом подразумевалась объединяющая разные культуры дорога русской литературы. Однако каждый выходит на эту дорогу по своей тропинке. Я не вижу противоречий между широкой литературной дорогой и узкими тропинками. Если писатель ставит перед собой высокие цели, то неважно по какому пути он к ним придет. Чем больше тропинок, тем больше разных направлений в литературе. Если всем идти по одной дороге, то это быстро надоест. К интернациональному нужно идти через национальное. Важно показать видение вещей, присущее своему народу. Самобытный горский менталитет, отраженный в зеркале литературы, будет интересен читателям далеко за пределами Дагестана и сделает нас более понятными для всего мира. Национальные начала необходимы нашей литературе. Я за одну большую дорогу мировой культуры и литературы. Споры о приоритете эмоционального над рациональным и интернационального над национальным в русской литературе идут уже давно. Однако сейчас нам нужен новый разговор. Разговор о свободе слова и праве художника пользоваться этой свободой.
В последнее время многие стали спекулировать понятием свободы и понимать ее как вседозволенность, в том числе и в литературе. Свободы в полном смысле никогда не было и не будет. Полная свобода ото всего и вся — это анархия. Есть правила приличия, неписаные законы чести и совести, которые человек должен соблюдать сам. В свое время многие громко и радостно кричали об исчезновении цензуры, как о великом благе. Однако мне кажется, что роль цензуры в запрете художественных произведений после ее отмены была сильно преувеличена. Думаю, что за всю историю нашей цензуры она запретила от силы 1% всех литературных произведений. В дагестанской литературе писатель и вовсе сам был цензором для самого себя. Я не помню, например, чтобы в годы цензуры у нас запрещали печатать какие-то хорошие стихи. О цензуре часто было принято говорить, как о сдерживающем факторе в развитии литературы. Однако ее нет уже десять лет, но, увы, никто благодаря этому не создал ничего великого.
Сейчас мы рады, что для нас вновь открылись дагестанские писатели, писавшие на арабском, турецком и персидском языках. Но было бы неправильным преувеличивать их заслуги только на том основании, что они ранее не были известны. Религиозные труды не могут сравниваться с поэзией, ведь поэзия сама как религия. Так что, по-моему, ссылки на цензуру — это всего лишь оправдание своих литературных неудач. Цензуру у нас сменила халтура, которая гораздо страшнее.
Героями иных писателей сейчас стали не труженики и простые люди, а банкиры, главы администраций и богачи. Да, к сожалению, многие писатели нуждаются материально. Но многие из них хотят решить свои проблемы через литературу, роняя ее престиж.
Нельзя, конечно же, путать подобную оплаченную заказную похвалу с благодарностью за реальную помощь писателям. Мы должны сказать слова признательности тем людям, которые помогали нам в это тяжелое для литературы время. Помощь оказанная писателям в эти суровые годы намного более важна и значима, чем та, что оказывалась раньше. Точно так же и правдивое слово, сказанное писателем сегодня, в тысячу раз весомее, чем сказанное в спокойное время.
Разговор на съезде пойдет и о мастерстве, и о направлениях в нашей литературе, и о конкретном труде каждого писателя. Пройдут также выборы членов правления и председателя. На съезд соберется более 130 членов Союза писателей России. Я выступлю со вступительным докладом, в котором попытаюсь дать оценку нашей деятельности в это трудное десятилетие. Однако это не будет отчетный доклад в обычном понимании этого слова. Я не стану перечислять количество проведенных заседаний и мероприятий, увлекаться статистикой. Важно оценить ситуацию, сложившуюся в современной дагестанской литературе и определить пути решения стоящих перед ней проблем.
— Будут ли проведены какие-то структурные изменения в Вашем творческом союзе?
— Будет увеличено количество членов правления Союза писателей, сокращена должность заместителя председателя, обязанности которого будет выполнять ответственный секретарь. Эти вопросы будут вынесены на правление. Я считаю, что ни один писатель не может командовать над другим. Мы имеем право лишь советовать друг другу и учиться один у другого.
— Даже в хорошие времена дагестанские писатели мечтали о литературной газете на русском языке, ведь мастерам художественного слова необходимо постоянно издаваться в периодике. Это — первый номер газеты «Литературный Дагестан», удастся ли издавать такую газету постоянно?
— Пока «Литературный Дагестан» будет выходить как приложение к «Дагестанской правде», но уже в самом скором времени министр по национальной политике, информации и внешним связям Магомедсалих Гусаев обещает помочь нам в выходе периодического издания два раза в месяц.
Все будет зависеть от того, как воспримут эту газету читатели и какие материалы мы будем публиковать. Если станем халтурить и не оградим газету от литературных налетчиков и графоманов, то жизнь ее не будет долгой.
Вообще наш нынешний съезд пройдет под лозунгом первого съезда писателей Дагестана, наиболее яркого съезда: «Да здравствует зрелость и никаких скидок!» У нас в дагестанской литературе уже стало привычным требовать скидок на молодость, национальность и так далее. Но литература не бывает молодой или национальной. Она бывает хорошей или плохой.
Нужно спасать литературу от бездарей и конъюнктурщиков. К сожалению, нам это пока в полной мере не удается. Порой даже бывает, что именно они берут верх над настоящими писателями. В рыночное время появилось много литературных спекулянтов. Пророк Мухаммад сказал, что нигде, как в торговле не бывает столько обмана и лжи. То же самое можно сказать и о нашем рыночном времени.
Самое печальное то, что мы потеряли своего читателя. Хотя сейчас мы стараемся его вернуть. Прошли вечера аварской и даргинской поэзии. Готовятся Дни российской литературы, состоится традиционный праздник «Белых журавлей». Ко всем этим мероприятиям уже сейчас проявляется большой интерес. Я сам недавно выступал на вечере поэзии и остро почувствовал это. Вновь появляется незримая нить между читателем и писателем.
Радует нас и то, что в стране вновь чувствуется приближение перемен. Мы уже один раз ждали перемен и были разочарованы в них, так как они не принесли нам ничего хорошего. Но сейчас все же верится в возрождение литературы. Тем более, что наши надежды подкрепляются реальными изменениями в отношении к культуре. Однако писатели не должны пассивно ожидать перемен к лучшему, они должны способствовать тому, чтобы эти перемены наступили быстрее. Нам всем нужно чувствовать время. В безвременье жить нельзя. Перемены к лучшему обязательно будут, но главное, чтобы они проходили мирно.
Сегодня интерес к художественному слову сильно возрос и это дает нам надежду на то, что и значимость литературы и писателей в Дагестане будет расти. Путь литературы никогда не был легким, и я думаю, что, несмотря ни на что, художественное слово обретет своего ценителя и в наше непростое время. Писатели не должны обмануть доверия своих читателей, всем нам необходимо высоко держать планку профессионализма.
— Спасибо за интервью.
Беседовал Мурад АХМЕДОВ
«Литературный Дагестан» приложение к газете «Дагестанская правда»,
16 июня 2001 года.
На главную страницу | |||